бесплатный номер типографии

 

Поделиться в соцсетях!

 

Аналитика: 10 актуальных проблем печатной отрасли

Как уже сообщалось на сайте ИПФ “Воронеж”, в Общественной палате России проведены слушания на тему «Актуальные проблемы отечественной печатной индустрии». Сегодня мы публикуем тезисы выступления председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александра Малькевича. Надеемся, вам будет интересно его выступление. Итак…

 

  Тезисы доклада на слушаниях в ОП РФ

 

О проблемах печатной отрасли сказано много. Но в чем главные проблемы? Что больше всего мешает жизнедеятельности отрасли? Накануне наших слушаний эксперты Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) составили рейтинг (ТОП-10) основных проблем современной отечественной печатной отрасли. 

Проблема номер 1 – высокая налоговая нагрузка на печатную отрасль. Печатная отрасль не признается официально социально значимой, в отличие, например, от европейских стран, где ставка НДС для печатной продукции снижена. 

Примеры:

Страна

Ставка НДС для периодических печатных изданий, %

Ставка НДС для книг, %

Общая ставка НДС, %

Великобритания

0

0

5-20

Норвегия

0

 

25

Бельгия

0 – газеты и еженедельники, 6 – остальная пресса

6

21

Дания

0 – газеты и новостные журналы, 6 – остальная пресса

6

25

Индия

0 (налог с продаж), кроме штата  Махарашта

   

Франция

2,1

 

19,6

Испания

4

4

21

Италия

4

4

21

Греция

6,5

6,5

23

Германия

7

7

19

Польша

8 – газеты, 5 – журналы

0

23

Россия

10, кроме рекламных и эротических

10

20

 

Проблема номер 2 – разрушение инфраструктуры распространения печатных СМИ. За последние 5 лет почти каждый пятый киоск был закрыт или снесен. В 2014 году киосков и павильонов прессы в РФ, по данным отраслевого мониторинга АРПП, насчитывалось 28,9 тыс. В настоящее время из них функционирует только 16,6 тыс., остальных 12,3 тыс. киосков и павильонов больше не существует (минус 42,7% по отношению к 2014 году). По сравнению с европейскими рынками Россия отстает по уровню обеспеченности населения объектами по распространению печатной продукции. 

Примеры:

Страна

Численность населения, тыс. чел

Кол-во точек продаж прессы

 Обеспеченность,  кол-во жителей на 1 т.т.

Германия

82 850

104 438

793

Польша

     

Великобритания

67 808

48 434

1400

Канада

35 823

22 000

1628

Италия

59 589

27 086

2200

Испания

46 529

20 230

2300

Франция

68 860

22 000

3130

США

326 906

99 500

3285

Россия

146 880

36 026

4077

 

Проблема номер 3 – Разрушение инфраструктуры распространения книг

Количество книжных магазинов в России за последние 5 лет сократилось на 50%, с 2000 в 2014 году до 1000 в 2018 году. Это даже меньше, чем во времена Царской России! По данным Ассоциации книгораспространителей независимых государств, если в 1990 г. в России на один книжный магазин приходилось 17 тыс. человек, то в 2018 г. — уже 147 тыс.чел.

Примеры: 

Страна

Численность населения, тыс. чел

Кол-во точек книжных

магазинов

 Обеспеченность,  кол-во жителей на 1 кн. магазин

Канада

35 823

1995

17953

Франция

68 860

4 806

14 327

Россия

146 880

1 000

146                       880

 

Проблема номер 4 – чрезмерно высокие цены на почтовую доставку печатной продукции. Проблема была частично снята в 2008 году путем выделения госсубсидий. Но в 2014 году субсидии были отменены, а стоимость доставки достигла 70-80% от подписной цены. В России самая высокая в Европе доля стоимости доставки в подписной цене: обычно, стоимость доставки не превышает 20-30%. 

Примеры: 

Страна

Размер субсидирования в год1

Примечание

США

$250 млн

Ежегодно сумма субсидирования уменьшается, в т.ч. и по причине снижения подписных тиражей

Франция

$220 млн

 

Великобритания

$200 млн

 

Германия

+

 

Швейцария

$65 млн

Косвенное субсидирование прессы регулируется ст.15 нового почтового закона и обосновано в разделах 36 и 37

Россия

 

Примечание: данные 2016-2017 гг.

 

Проблема номер 5 – В России высокие цены на подписку на газеты и журналы (подписная цена выше розничной), в отличие от многих зарубежных стран. Подписные цены выше розничных на 20-90% в зависимости от издания.

Примеры:

Страна

 

Подписная цена

США

 

Подписная цена ниже розничной в 3-12 раз

Россия

Выше розничной на 20-90%

 

Проблема номер 6 – Ограничение ассортиментного перечня специализированных объектов по распространению прессы (киоски и павильоны). Во многих европейских странах ассортимент специализированных объектов прессы не ограничивают, а дают возможность увеличить рентабельность бизнеса за счет дополнительных ассортиментных групп. Увеличение трафика покупателей в торговых объектах дают следующие товарные категории – табак, кофе и прохладительные напитки (летом).  В России введен запрет на продажу табака через киоски прессы, продажа кофе и прохладительных напитков во многих регионах ограничивается ассортиментным списком (запрещена).

Примеры:

Страна

Товарные категории, кроме прессы

Продажа табака, прохладительных напитков, кофе, снеков

Польша

Канцелярия, бытовая химия, лотерейные билеты, оплата мобильной связи, безрецептурные препараты, выдача интернет-заказов, лотерейные билеты, мороженое, игрушки

Табак, кофе, холодильник с прохладительными напитками, снэки и выпечка

Германия

Лотерея, канцелярия, оплата мобильной связи, игрушки

Табак, кофе, прохладильные напитки, снэки

Швейцария

Книги, лотерейные билеты, билеты на общественный транспорт

Кофе, табак, снэки

Швеция

Проездные билеты, продажа билетов на мероприятия

Табак, кофе, снэки и закуски, прохладительные напитки

Латвия

Канцелярия, игрушки, канцелярия, бижутерия, игрушки

Табак, кофе, снэки, прохладительные напитки, выпечка

Россия

Книги, игрушки, канцелярия

ограничено

 

Проблема номер 7 – Проблемы убытков издателей и дистрибьюторов прессы, связанные с возвратом нереализованных тиражей.

Налоговым кодексом России предусмотрено списание нереализованной продукции в пределах до 10% тиража. Чтобы уменьшить расходы, издатели и распространители печатных СМИ снижают тиражи. В результате ассортимент печатной продукции искусственно ограничивается, а в конечном счете такая практика приводит к закрытию изданий.

Примеры:

Страна

Процент списания, %

Все европейские страны

100%

США, Канада

100%

Россия

10%

 

Проблема номер 8 – низкая доля сегмента “Реклама в прессе”. Канал прессы находится в наиболее сложных условиях по сравнению с другими 5 медиа сегментами, в том числе и по причине действующих ограничений на рекламу в прессе (запрещена реклама табака, алкоголя, медицинский препаратов и БАДов и др.). Доля канала Пресса на рекламном рынке РФ составляет около 5%.

Примеры:

Страна

Доля рекламы в прессе в общем объеме рекламного рынка

Германия

33%

Франция

20%

Польша

9%

Россия

5%

 

Проблема номер 9 – Отсутствие закона о государственной поддержке печатных СМИ и книг.

Примеры:

Страна

Закон или Орган, регламентирующий поддержку прессы

Франция

Закон Бише (1947 г.)

Декрет правительства от 13 апреля 2012 г. О реформе системы госпомощи прессе и о стратегическом фонде развития прессы”

Германия

Совет по делам прессы

Австрия

Федеральный закон о субсидировании прессы PressFG 2004

Россия

нет

 

Проблема номер 10 – Мало инноваций в отрасли, нет поддержки новых проектов на государственном уровне: налоговых льгот, целевых субсидий на продвижение проектов, льгот для минимизации рисков стартапов в виде увеличенного процента списания непроданных тиражей, льготных кредитов и др.

Примеры:

Страна

Количество новых проектов (периодических изданий)1

США

229

Германия

108

Франция

98

Россия

~47

Примечание: среднее за 2016-2017 гг., без учета спецвыпусков


 

ПОДЕЛИТЕСЬ ИНФОРМАЦИЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ!