бесплатный номер типографии

 

Поделиться в соцсетях!

 

Отраслевые стандарты качества печати полиграфической продукции

Уважаемые посетители сайта типографии АО “ИПФ “Воронеж”,  специализирующейся на офсетной печати и флексографии в Черноземье. Мы собрали актуальные на данный момент российские стандарты качества печати для типографии, надеемся, эта подборка будет интересна как специалистам-полиграфистам, так и рядовым заказчикам печати в нашей издательско-полиграфической фирме. Итак…

 

Отраслевые стандарты качества печати и готовой полиграфической продукции

 

Из числа действующих стандартов, регламентирующих издательскую деятельность, мы отметим основные:

 

В июне 2006 года на базе Технического комитета по стандартизации “Оборудование полиграфическое” при МГУП под контролем Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям был создан Комитет по стандартизации для полиграфических предприятий и полиграфических процессов. Основными задачами нового Комитета будут стандартизация работ в области полиграфического оборудования: терминология, классификация, обозначения, технические требования, методы испытаний, а так же проведение экспертизы нормативных документов, разрабатываемых техническим комитетом.

Структура, состав и программа комитета утверждена в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. Возглавил Комитет – Воргачев Вячеслав Николаевич, проректор по научной работе МГУП. 
В настоящий момент вся информация по новой структуре рассматривается в Госстандарте России.

Ниже приведем некоторые основные и наиболее важные положения отраслевых стандартов, которые могут регулировать отношения Заказчика и Типографии.

 

1. Требования к качеству оригинал-макетов Заказчика

2. Требования к качеству используемых материалов

3. Качество печати

3.1. Общие требования

3.2. Готовая продукция

3.3. Совмещение красок

Изображения на оттисках, отпечатанных цветными красками, должны быть точно совмещены. Допустимые отклонения в зависимости от вида продукции должны быть не более:

3.4. Оптическая плотность красок

 

Таблица 1. Денситометрические нормы печатания. Плотность отражения сплошных красочных слоев

Класс бумаги* Плотность отражения сплошных красочных слоев
Голубой Пурпурный Желтый Черный
D ± D ± D ± D ±
1 1,55 0,11 1,50 0,11 1,45 0,10 1,85 0,10
2 1,45 0,09 1,40 0,09 1,25 0,09 1,75 0,09
3 1,43 0,14 1,33 0,14 1,26 0,18 1,75 0,14
4 1,00 0,10 0,95 0,10 0,95 0,11 1,25 0,10
5 1,00 0,15 0,95 0,19 0,90 0,26 1,20 0,17

* Классы бумаг:

  1. Глянцевая без древесной массы (от 70 г/м2 и выше);
  2. Матовая без древесной массы;
  3. Глянцевая без древесной массы (до 70 г/м2);
  4. Немелованная (офсетная);
  5. Немелованная (газетная, суперкаландрированная).

Измерения осуществляются: черное основание, источник освещения D50, 2о обозрения, 0/45 или 45/0.

 

3.5. Цветовое различие цвета (табл. 2)

Таблица 2а. Цветовое различие цвета. Цветопроба

Значение между тиражным оттиском, dE Цветопроба типографии Цветопроба заказчика. Цифровая. С профилем типографии Цветопроба заказчика. Цифровая. Без профиля типографии Цветопроба заказчика. Аналоговая
Листовая печать 4,5 5,5 6,0 6,0
Журнальная печать 5,0 5,75 6,25 6,5

 

Таблица 2б. Цветовое различие цвета. Образец цвета

Значение между тиражным оттиском, dE Цветопроба заказчика, не утвержденная на типографии Оттиск, предоставленный заказчиком, отпечатанный не на базе типографии Оттиск, ранее отпечатанный на базе типографии на том же оборудовании Образец цвета по вееру (PANTONE)
Листовая печать 6,5 7,5 6,0 4,5
Журнальная печать 6,75 7,75 7,0

 

Таблица 3. Допуск на цветовое различие ΔЕН

Допуск на цветовое различие ΔЕН Краска
Голубая Пурпурная Желтая Черная
Между подписанным оттиском и стандартными значениями 5 8 6 4
Между тиражным и подписанным оттисками 4 4 3

3.6. Оптическая плотность

 

3.6.1. Параметры оптической плотности:

Таблица 4а. Бумага мелованная глянцевая

Краска Значение плотности Допустимые отклонения
Cyan 1,55 ± 0,12
Magenta 1,5 ± 0,12
Yelloy 1,45 ± 0,12
Black 1,85 ± 0,12

Таблица 4б. Бумага мелованная матовая

Краска Значение плотности Допустимые отклонения
Cyan 1,45 ± 0,12
Magenta 1,4 ± 0,12
Yelloy 1,25 ± 0,12
Black 1,75 ± 0,12

Таблица 4в. Бумага офсетная

Краска Значение плотности Допустимые отклонения
Cyan 1,0 ± 0,12
Magenta 0,95 ± 0,12
Yelloy 0,95 ± 0,12
Black 1,25 ± 0,12

 

ОПТИЧЕСКАЯ ПЛОТНОСТЬ

Мера пропускания света – для прозрачных объектов и отражения – для непрозрачных. Количественно определяется как десятичный логарифм величины, обратной коэффициенту пропускания (отражения). В полиграфии используется для оценки издательских оригиналов, промежуточных изображений и оттисков

ОПТИЧЕСКАЯ ПЛОТНОСТЬ – мера непрозрачности к.-л. среды (напр., бумаги, пленки, оттиска на бумаге, фотоотпечатка), равная десятичному логарифму отношения падающего на среду потока излучения к потоку, прошедшему через эту среду, или, что то же, логарифму величины, обратной коэффициенту пропускания среды ι : D = lg (l/ι).

СанПиН 1.2.1253-03 установили показатели Оптической плотности для следующих случаев:

 

При печати текста на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций оптическая плотность фона должна быть не более 0,3.

При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должна быть не менее 0,7. Оценка соответствия этим требованиям проводится на 10 характерных страницах в каждом из трех экземпляров издания, а оценка интервала оптической плотности – на двух страницах каждой тетради по специально отпечатанным контрольным плашкам. Методику оценки см. – Контрольные плашки.

Результат считают отрицательным для одного экземпляра издания при значении оптической плотности менее 0,7 для изданий объемом не более двух тетрадей при нарушении требований хотя бы на одной из контролируемых страниц, для изданий объемом более двух тетрадей при нарушении требований на 30% контролируемых страниц. Допускается отклонение от нормативных требований к оптической плотности фона не более чем на 10%. Если несоответствие норме выявлено хотя бы в одном из трех контролируемых экземпляров, то результат оценки считается отрицательным.

Оптическая плотность фона для выворотки шрифта не менее 0,4.

ОСТ 29.127-96 требует, чтобы в книжных изданиях для детей, которые печатаются черной краской, интервал О. п. печатающих элементов текста и бумаги также был не менее 0,7.

 

Для контроля за соблюдением этой нормы стандарт предусматривает печать на нижнем поле первых двух страниц каждой тетради издания (на лице и обороте) на расстоянии не менее 30 мм от корешкового сгиба контрольных плашек в виде круга (квадрата) диаметром (стороной) не менее 5 мм.

КОНТРОЛЬНЫЕ ПЛАШКИ – плашки для проверки установленного ОСТ 29.127-96 и СанПиН 1.2.1253-03, исходя из гигиенических требований, интервала оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги, который должен быть не менее 0,7. Две контрольные плашки требуется печатать на нижнем поле первой страницы тетради и ее обороте на расстоянии не менее 30 мм от корешкового сгиба в виде круга или квадрата диаметром (стороной) не менее 5 мм. Санитарные правила (СанПиН 1.2.1253-03) не устанавливают, на каких именно страницах тетради и на каком расстоянии от корешкового сгиба контрольные плашки надо расположить. Они требуют лишь отпечатать их на одном из полей двух страниц в каждой тетради. Как воспримет читатель черное пятно, напечатанное на поле двух страниц каждой тетради, ни тот, ни другой нормативный документ во внимание не принимают, хотя следовало бы поискать другой способ измерения интервала оптических плотностей, не уродующий оформления изданий.

Измеряют интервал оптических плотностей денситометром отражения за фильтром видности, подложив под контролируемую страницу лист чистой белой бумаги. За ноль принимают оптическую плотность печатной бумаги, а измеренную оптическую плотность контрольной плашки – за интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги.

 

3.7. Колориметрические показатели

Таблица 5. Колориметрические показатели

  Цветовые различения ΔE
C M Y K
Между цветопробой и подписным листом 5 8 6 4
Между тиражными оттисками 3 5 5 5

 

Колориметрические показатели отличия между отдельными цветами на образце цвета и оттиске, разнооттеночность внутри тиража между отдельными цветами должна соответствовать: ΔE </= 7.

Цветовые измерения, методы измерения и количественного выражения цвета

Вместе с различными способами математического описания цвета, цветовые измерения составляют предмет колориметрии. В результате цветовыõ измерениé определяются 3 числа, так называемые цветовые координаты, полностью определяющие цвет (при некоторых строго стандартизованных условиях его рассматривания.

Основой математического описания цвета в колориметрии является экспериментально установленный факт, что любой цвет при соблюдении упомянутых условий можно представить в виде смеси (суммы) определённых количеств 3 линейно независимых цветов, т. е. таких цветов, каждый из которых не может быть представлен в виде суммы каких-либо количеств 2 других цветов.

Групп (систем) линейно независимых цветов существует бесконечно много, но в колориметрии используются лишь некоторые из них. Три выбранных линейно независимых цвета называют основными цветами; они определяют цветовую координатную систему. Тогда 3 числа, описывающие данный цвет, являются количествами основных цветов в смеси, цвет которой зрительно неотличим от данного цвета; это и есть цветовые координаты данного цвета.

Экспериментальные результаты, которые кладут в основу разработки колориметрической цветовой координатной системы, получают при усреднении данных наблюдений (в строго определённых условиях) большим числом наблюдателей; поэтому они не отражают точно свойств цветового зрения какого-либо конкретного наблюдателя, а относятся к так называемому среднему стандартному колориметрическому наблюдателю.

Будучи отнесены к стандартному наблюдателю в определённых неизменных условиях, стандартные данные смешения цветов и построенные на них колориметрической цветовой координатной системы описывают фактически лишь физический аспект цвета, не учитывая изменения цветовосприятия глаза при изменении условий наблюдения и по другим причинам.

Когда цветовые координаты какого-либо цвета откладывают по 3 взаимно перпендикулярным координатным осям, этот цвет геометрически представляется точкой в трёхмерном, так называемом цветовом, пространстве или же вектором, начало которого совпадает с началом координат, а конец – с упомянутой точкой цвета. Точечная и векторная геометрическая трактовки цвета равноценны и обе используются при описании цветов. Точки, представляющие все реальные цвета, заполняют некоторую область цветового пространства. Но математически все точки пространства равноправны, поэтому можно условно считать, что и точки вне области реальных цветов представляют некоторые цвета.

Такое расширение толкования цвета как математического объекта приводит к понятию так называемых нереальных цветов, которые невозможно как-либо реализовать практически. Тем не менее с этими цветами можно производить математические операции так же, как и с реальными цветами, что оказывается чрезвычайно удобным в колориметрии. Соотношение между основными цветами в цветовой координатной системе выбирают так, что их количества, дающие в смеси некоторый исходный цвет (чаще всего белый), принимают равными 1.

 

3.8. Глянец продукции, покрытой лаком (табл. 4)

 

Таблица 6. Нормы глянца

Бумага / лак Масляный лак Водный глянцевый Водный матовый УФ – глянцевый УФ – матовый
Мелованная глянцевая 35% ± 3 65% ± 5 45% ± 3 88% ± 5 55% ± 5
Мелованная матовая 25% ± 3 50% ± 3 40% ± 3 65% ± 5 45% ± 5

Данные значения действительны в случае, если покрытие лаком производилось на оборудовании Исполнителя. Все измерения проводятся прибором, соответствующим ISO 8254-1.

 

3.9. Издания (брошюры, журналы) скрепленные шитьем проволокой

 

3.10. Издания (брошюры, журналы) скрепленные клеевым бесшвейным способом

3.11. Дополнительные требования

3.12. Прочие условия

3.12.1. Типография, заранее информирует Заказчика о возможных проблемах и учитывает при приеме заказа и расчете цены следующее:

При печати на самокопирующейся бумаге цвет печати не согласуется с образцом цвета. Кроме того, самокопирующаяся бумага по плотности должна быть не менее 60 г/м2.

3.12.2. Типография предоставляет Заказчику возможность проведения консультаций с главным технологом и другими специалистами Типографии для согласования технологии изготовления конкретного тиража и для получения рекомендаций и требований к подготовке макетов.

4. Упаковка и маркировка

4.1. Тиражные экземпляры должны быть упакованы и маркированы в соответствии с конкретными требованиями, установленными Заказчиком для каждого конкретного заказа.

4.2. В случае если договоренности с Заказчиком не предусматривают конкретные требования к упаковке и маркировке, Исполнитель устанавливает следующие стандарты упаковки и маркировки:

ПОДЕЛИТЕСЬ ИНФОРМАЦИЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ!