Как уже сообщалось на сайте ИПФ «Воронеж», в Общественной палате России проведены слушания на тему «Актуальные проблемы отечественной печатной индустрии». Сегодня мы публикуем тезисы выступления председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александра Малькевича. Надеемся, вам будет интересно его выступление. Итак…
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА НА СЛУШАНИЯХ В ОП РФ
О проблемах печатной отрасли сказано много. Но в чем главные проблемы? Что больше всего мешает жизнедеятельности отрасли? Накануне наших слушаний эксперты Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) составили рейтинг (ТОП-10) основных проблем современной отечественной печатной отрасли.
Проблема номер 1 — высокая налоговая нагрузка на печатную отрасль. Печатная отрасль не признается официально социально значимой, в отличие, например, от европейских стран, где ставка НДС для печатной продукции снижена.
Примеры:
Страна |
Ставка НДС для периодических печатных изданий, % |
Ставка НДС для книг, % |
Общая ставка НДС, % |
Великобритания |
0 |
0 |
5-20 |
Норвегия |
0 |
25 |
|
Бельгия |
0 — газеты и еженедельники, 6 — остальная пресса |
6 |
21 |
Дания |
0 — газеты и новостные журналы, 6 — остальная пресса |
6 |
25 |
Индия |
0 (налог с продаж), кроме штата Махарашта |
||
Франция |
2,1 |
19,6 |
|
Испания |
4 |
4 |
21 |
Италия |
4 |
4 |
21 |
Греция |
6,5 |
6,5 |
23 |
Германия |
7 |
7 |
19 |
Польша |
8 — газеты, 5 — журналы |
0 |
23 |
Россия |
10, кроме рекламных и эротических |
10 |
20 |
Проблема номер 2 — разрушение инфраструктуры распространения печатных СМИ. За последние 5 лет почти каждый пятый киоск был закрыт или снесен. В 2014 году киосков и павильонов прессы в РФ, по данным отраслевого мониторинга АРПП, насчитывалось 28,9 тыс. В настоящее время из них функционирует только 16,6 тыс., остальных 12,3 тыс. киосков и павильонов больше не существует (минус 42,7% по отношению к 2014 году). По сравнению с европейскими рынками Россия отстает по уровню обеспеченности населения объектами по распространению печатной продукции.
Примеры:
Страна |
Численность населения, тыс. чел |
Кол-во точек продаж прессы |
Обеспеченность, кол-во жителей на 1 т.т. |
Германия |
82 850 |
104 438 |
793 |
Польша |
|||
Великобритания |
67 808 |
48 434 |
1400 |
Канада |
35 823 |
22 000 |
1628 |
Италия |
59 589 |
27 086 |
2200 |
Испания |
46 529 |
20 230 |
2300 |
Франция |
68 860 |
22 000 |
3130 |
США |
326 906 |
99 500 |
3285 |
Россия |
146 880 |
36 026 |
4077 |
Проблема номер 3 — Разрушение инфраструктуры распространения книг
Количество книжных магазинов в России за последние 5 лет сократилось на 50%, с 2000 в 2014 году до 1000 в 2018 году. Это даже меньше, чем во времена Царской России! По данным Ассоциации книгораспространителей независимых государств, если в 1990 г. в России на один книжный магазин приходилось 17 тыс. человек, то в 2018 г. — уже 147 тыс.чел.
Примеры:
Страна |
Численность населения, тыс. чел |
Кол-во точек книжных магазинов |
Обеспеченность, кол-во жителей на 1 кн. магазин |
Канада |
35 823 |
1995 |
17953 |
Франция |
68 860 |
4 806 |
14 327 |
Россия |
146 880 |
1 000 |
146 880 |
Проблема номер 4 – чрезмерно высокие цены на почтовую доставку печатной продукции. Проблема была частично снята в 2008 году путем выделения госсубсидий. Но в 2014 году субсидии были отменены, а стоимость доставки достигла 70-80% от подписной цены. В России самая высокая в Европе доля стоимости доставки в подписной цене: обычно, стоимость доставки не превышает 20-30%.
Примеры:
Страна |
Размер субсидирования в год1 |
Примечание |
США |
$250 млн |
Ежегодно сумма субсидирования уменьшается, в т.ч. и по причине снижения подписных тиражей |
Франция |
$220 млн |
|
Великобритания |
$200 млн |
|
Германия |
+ |
|
Швейцария |
$65 млн |
Косвенное субсидирование прессы регулируется ст.15 нового почтового закона и обосновано в разделах 36 и 37 |
Россия |
— |
|
Примечание: данные 2016-2017 гг.
Проблема номер 5 — В России высокие цены на подписку на газеты и журналы (подписная цена выше розничной), в отличие от многих зарубежных стран. Подписные цены выше розничных на 20-90% в зависимости от издания.
Примеры:
Страна |
|
Подписная цена |
США |
|
Подписная цена ниже розничной в 3-12 раз |
Россия |
— |
Выше розничной на 20-90% |
Проблема номер 6 — Ограничение ассортиментного перечня специализированных объектов по распространению прессы (киоски и павильоны). Во многих европейских странах ассортимент специализированных объектов прессы не ограничивают, а дают возможность увеличить рентабельность бизнеса за счет дополнительных ассортиментных групп. Увеличение трафика покупателей в торговых объектах дают следующие товарные категории – табак, кофе и прохладительные напитки (летом). В России введен запрет на продажу табака через киоски прессы, продажа кофе и прохладительных напитков во многих регионах ограничивается ассортиментным списком (запрещена).
Примеры:
Страна |
Товарные категории, кроме прессы |
Продажа табака, прохладительных напитков, кофе, снеков |
Польша |
Канцелярия, бытовая химия, лотерейные билеты, оплата мобильной связи, безрецептурные препараты, выдача интернет-заказов, лотерейные билеты, мороженое, игрушки |
Табак, кофе, холодильник с прохладительными напитками, снэки и выпечка |
Германия |
Лотерея, канцелярия, оплата мобильной связи, игрушки |
Табак, кофе, прохладильные напитки, снэки |
Швейцария |
Книги, лотерейные билеты, билеты на общественный транспорт |
Кофе, табак, снэки |
Швеция |
Проездные билеты, продажа билетов на мероприятия |
Табак, кофе, снэки и закуски, прохладительные напитки |
Латвия |
Канцелярия, игрушки, канцелярия, бижутерия, игрушки |
Табак, кофе, снэки, прохладительные напитки, выпечка |
Россия |
Книги, игрушки, канцелярия |
ограничено |
Проблема номер 7 — Проблемы убытков издателей и дистрибьюторов прессы, связанные с возвратом нереализованных тиражей.
Налоговым кодексом России предусмотрено списание нереализованной продукции в пределах до 10% тиража. Чтобы уменьшить расходы, издатели и распространители печатных СМИ снижают тиражи. В результате ассортимент печатной продукции искусственно ограничивается, а в конечном счете такая практика приводит к закрытию изданий.
Примеры:
Страна |
Процент списания, % |
Все европейские страны |
100% |
США, Канада |
100% |
Россия |
10% |
Проблема номер 8 — низкая доля сегмента «Реклама в прессе». Канал прессы находится в наиболее сложных условиях по сравнению с другими 5 медиа сегментами, в том числе и по причине действующих ограничений на рекламу в прессе (запрещена реклама табака, алкоголя, медицинский препаратов и БАДов и др.). Доля канала Пресса на рекламном рынке РФ составляет около 5%.
Примеры:
Страна |
Доля рекламы в прессе в общем объеме рекламного рынка |
Германия |
33% |
Франция |
20% |
Польша |
9% |
Россия |
5% |
Проблема номер 9 — Отсутствие закона о государственной поддержке печатных СМИ и книг.
Примеры:
Страна |
Закон или Орган, регламентирующий поддержку прессы |
Франция |
Закон Бише (1947 г.) Декрет правительства от 13 апреля 2012 г. О реформе системы госпомощи прессе и о стратегическом фонде развития прессы» |
Германия |
Совет по делам прессы |
Австрия |
Федеральный закон о субсидировании прессы PressFG 2004 |
Россия |
нет |
Проблема номер 10 — Мало инноваций в отрасли, нет поддержки новых проектов на государственном уровне: налоговых льгот, целевых субсидий на продвижение проектов, льгот для минимизации рисков стартапов в виде увеличенного процента списания непроданных тиражей, льготных кредитов и др.
Примеры:
Страна |
Количество новых проектов (периодических изданий)1 |
США |
229 |
Германия |
108 |
Франция |
98 |
Россия |
~47 |
Примечание: среднее за 2016-2017 гг., без учета спецвыпусков