В 2019 году ФАС впервые проанализирует рынок полиграфии

Анализ рынка полиграфии и рекламы планирует провести ФАС в 2019 году. Ведомство впервые проанализирует рынок полиграфической деятельности.

«Мы мало знаем об этом рынке, мы не занимались его анализом прежде. С инициативой такого исследования выступило Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции. Оно и займется его тщательным изучением в 2019 году», — заявил замглавы ФАС Андрей Цыганов по итогам заседания Комиссии ФАС России по проведению анализа товарных рынков, на котором эксперты обсудили План работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2019-2020 годы. При этом перечень товарных рынков для ежегодного исследования в 2019 году остался неизменен и по-прежнему включает 17 рынков.

Итак, на что стоит обращать внимание полиграфистам и рекламщикам в 2019 году.

1. По мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих ее как неэтичную (Письмо ФАС России от 29.03.2018 N АК/21504/18 «О проведении опросов на сайтах территориальных органов ФАС России»).

2. При разграничении рекламных и информационных материалов необходимо учитывать целевое назначение и особенности размещения данных материалов (см. письмо ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17).

3. При квалификации информации как рекламы необходимо учитывать как направленность, так и содержание сути сведений, приведенных в такой информации (Письмо ФАС России от 20.06.2018 N АД/45557/18 «Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе»).

4. ФАС России разъяснил особенности разграничения составов введения потребителя в заблуждение и смешения в письме от 22.08.2018 N АД/66643/18.

В частности отмечается, что при разграничении применения статей 14.2 и 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» необходимо исходить из того, что статьей 14.6 предусмотрен запрет недобросовестной конкуренции в форме смешения, под которым понимается реализация своего товара под видом товара конкурента. По статье 14.6 необходимо квалифицировать введение потребителя в заблуждение путем формирования у него ложного впечатления об отдельных характеристиках товара с целью повлиять на его решение приобрести данный товар. Разграничение составов введения потребителя в заблуждение и смешения, в частности, с использованием неохраняемых элементов дизайна, фирменного стиля и т.п. иного производителя следует производить с учетом избранной формы взаимодействия предполагаемого нарушителя с потребителем: смешение в большинстве случаев происходит в результате использования приемов оформления самих товаров (графика, цветовая гамма, форма и особенности упаковки и т.п., а запрет на введение в заблуждение относится прежде всего к информации о товаре, распространяемой различными способами.

Нарушение может выражаться как в размещении ложных сведений о месте производства товара, так и в использовании при оформлении товара или места его продажи обозначений, ассоциирующихся у потребителей с каким-либо географическим объектом (например, цветовое сочетание, ассоциирующееся с флагом страны, символы, традиционные орнаменты и т.п.). Однако в таком случае вид товара и/или внешнее оформление упаковки в целом может не иметь аналогов среди оригинальных товаров с указанным местом происхождения, в связи с чем невозможно ошибочное приобретение одного товара вместо другого, кроме того, действия нарушителя направлены на формирование впечатления в отношении отдельной характеристики товара, прямо упомянутой в ст. 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем именно данная норма подлежит применению.

Кроме того, отмечается, что факт использования, в том числе на витрине, товарного знака, не принадлежащего осуществляющему деятельность в данном месте лицу, само по себе не может свидетельствовать о создании смешения с деятельностью хозяйствующего субъекта — конкурента — правообладателя, реализующего тот же товар, а отсутствие разрешения правообладателя на использование товарного знака, индивидуализирующего товар, само по себе не влечет признания недостоверной рекламы услуг, оказываемых в отношении этого товара, в том случае, если потребитель воспринимает такую рекламу как рекламу независимого услугодателя.

5. ФАС России даны разъяснения по вопросам выявления и пресечения фактов нарушения антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы (Письмо ФАС России от 24.05.2018 N ИА/37283/18 «О порядке осуществления антимонопольного контроля в сфере наружной рекламы»).

6. ФАС напомнил, что не допускается реклама услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, диссертаций, иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации (Письмо ФАС России от 07.11.2018 N АК/89827/18 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О рекламе»).

7. Реклама продавца (производителя) алкогольной продукции, в которой содержатся сведения, формирующие интерес к алкогольной продукции как напитку, должна соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе алкогольной продукции ( 03.10.2018 <Письмо> ФАС России от 24.09.2018 N АК/76734/18 «О применении статьи 21 Федерального закона «О рекламе»).

8. Финансовым организациям не рекомендовано указывать в рекламе своих услуг информацию о госучастии ( Информационное письмо Банка России N ИН-01-52/56, ФАС России N ИА/67323/18 от 24.08.2018 «О продвижении финансовыми организациями своих услуг»).

9. Запрещена реклама на платежных документах на оплату ЖКУ (Федеральный закон от 03.04.2018 N 61-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 38 Федерального закона «О рекламе»). В то же время размещенные на платежных документах справочно-информационные сведения и реклама на отдельном носителе, вложенная в конверт с квитанцией на оплату ЖКУ, не могут рассматриваться как нарушение законодательства о рекламе (Письмо ФАС России от 25.09.2018 N РП/76842/18 «О рекламе на платежных документах»).

10. Использование образов медицинских работников допускается исключительно в рекламе медицинских услуг и средств личной гигиены (Письмо ФАС России от 14.06.2018 N АК/43550/18 «Об использовании образов медицинских работников в рекламе учебных заведений для медицинских работников»).